« Вернуться к Пресса

«К 850-ЛЕТИЮ МОСКВЫ»

Казахстанцы о Москве.
ЖАНИЯ АУБАКИРОВА, народная артистка Республики Казахстан, лауреат международного конкурса.

«МОСКВА В МОЕМ СЕРДЦЕ».

 Москве – 850 лет. Осознание масштаба явления, каким предстает крупнейший мегаполис планеты, - за границами возможностей человека. Сердце подсказывает, что в основе бесконечной и безусловной любви к Москве, москвичам лежит пронзительное чувство родства, причастности к благословенной атмосфере этого города, спокойная уверенность в ее чудесном предназначении быть камертоном духовной, нравственной, культурной, общественной жизни. Духовно-культурное пространство – главная и не подверженная девальвации ценность народов, населяющих 1/6 часть земной суши, - созданная и аккумулируемая поколениями творцов в высоком и простом смысле этого слова. Поэты и писатели, политики и экономисты, философы и культурологи, музыканты и художники творили как во мрачные времена истории, так и в периоды «оттепелей», создавая шедевры человеческого духа, недосягаемые для «временщиков» от истории и культуры, ставшие национальным достоянием народа со странным и угасающим названием «советский». Только по прошествии времени, с неизбежной переоценкой ценностей, можно определить уникальность исторического момента, в котором доступ к духовным ценностям был совершенно свободным для населения огромной страны.

Концентрация среды и, главное, неповторимая атмосфера культурной жизни – вот составляющие особого климата, провоцирующего самые невероятные события, процессы, явления. Неувядаемые авторитеты – Большой театр, Большой зал консерватории, Мариинка, Эрмитаж, культурные десанты – Киев, Минск, Прибалтика, Грузия. Имена – Сахаров, Солженицын, Рихтер, Гилельс, Ойстрах, Ростропович – процессы «демократизации» общества, журналы, газеты, «запасники», «спецхраны», перестройка, надежды… Сильные, глубокие, яркие впечатления  от встреч с театральными премьерами, балетными постановками, вернисажами, гастролями музыкантов – осевшие в душе, они живут своими особыми чувствами. В Московской консерватории, где мне посчастливилось учиться, воспитывались высокий профессионализм, умелое внимание к культурным ценностям, традициям, способность к новаторству, к самосовершенствованию. Как часто эти необходимые качества образовательного процесса могут декларироваться формально, без достаточных оснований, оставаясь благими пожеланиями. Зато как успешно, практически со стопроцентным результатом удавалось производить «продукт», пользующийся спросом во всем мире, «продукт», одухотворенный кропотливым, тонким, бережным трудом педагогов славной консерватории. Любые сколько-нибудь  значительные достижения в мировой музыкальной жизни связываются с «выходцами» из Московской консерватории, прячут далекие или близкие «корни» русской или советской музыкальной школы – факт, признанный международным музыкальным сообществом. Уникальный педагогический состав – наши могучие стволы, ветви которых составляют пышную крону исполнительского искусства – я называю только пианистов – Л.Н.Власенко, Е.В.Малинина, Л.Н.Наумова, В.В.Горностаеву, В.К.Мержанова, М.В.Воскресенского и других. Сколько волшебных мгновений мы пережили вместе с ними, приобщенные к таинствам мира, к «пиршеству духа». С каким чувством «посвященности», не пропуская ни одной программы, участвуя в нешуточных «баталиях» по приобретению билетов, внимали мы искусству квартета Бородина, Э.Вирсаладзе, дуэта Качана – Гутман, открывали произведения Шнитке, Денисова, Губайдуллиной. Была всеобщая потребность музицировать, и, вспоминая, понимаешь, что эти моменты судьбы, погрузившись глубоко и надолго в душу, продуцируют постоянную и неутомимую тоску по романтизму, возвышенности, восторженности.

Помнится, как пришлось играть Второй концерт Рахманинова, когда за вторым роялем сидел Г.Н.Рождественский – выдающийся дирижер, отлично владеющий инструментом. Помню это чувство, которое всегда возникает, когда рядом – музыкальный гений: душа воспаряет и руки начинают двигаться, ведомые какой-то высшей силой. Странным, чудесным образом, рядом с большим исполнителем сам становишься крупнее, отважнее, смелее, и открывается доселе недоступный, истинный смысл звучащего. Я не могу забыть песни Брамса в исполнении венгерского баса Ласло Польгара. Тогда я впервые, аккомпанируя ему, осознала тонкую, едва уловимую, но очень существенную разницу в интонировании, звукоизвлечении, как будто прикоснулась к живой традиции европейской культуры вокала. Как радостно, что живет в душе общение, например, с Мишей Кацем из Свердловска, который живет сейчас в далекой Мексике, с которым мы играли виолончельные сонаты Брамса, Бетховена – часами, не произнося ни одного слова без необходимости, без внешних стимулов, просто наслаждаясь возможностью прямого общения с помощью звуков. Из всех воспоминаний эти – самые волнующие.

С особой благодарностью  вспоминаю учителей – М.В.Мильмана, прожившего 85 лет счастливой педагогической и композиторской жизни; Г.А.Алиханова, ученики которого, получая огромный багаж камерной музыки, дышали в его классе воздухом интеллигентности и человечности, юмора и доброты. С чувством восхищения и обожания думаешь о самых дорогих учителях – Л.Н.Власенко, народном артисте СССР, профессоре, безвременно ушедшем из жизни, и выдающимся музыканте современности М.В.Плетневе, оказавшем самое значительное влияние на формирование собственного музыкального мышления. Мне повезло по-настоящему, что такие люди открывали для меня двери в мир музыки, в чудесный и загадочный мир фортепиано. Тема, заслуживающая особого осмысления, - контакты, интернациональная дружба, влияющая на линию творчества, новаторства, отношение к культурным ценностям, на особый стиль жизни и бытования. Не претендуя на всеобщий охват, хочется привести несколько фактов. Композиторский стиль Г.Жубановой – Ю.Шапорина – московская школа, продолжающаяся в ее учениках. А.Мамбетов – традиции театральной Москвы – лучшие режиссеры и спектакли всегда в бархатном сезоне в Алматы.  Т.Абдрашев – любимый ученик Г.Н.Рождественского. Г.Мурзабекова была принята в класс Д.Ф.Ойстраха, когда из-за интенсивной концертной жизни и переполненности класса он уже несколько лет не брал никого. А.Мусаходжаева – профессор Московской консерватории – ученица В.Климова, сумевшая улучшить качество концертной жизни последних лет, приглашая на гастроли в Алматы звезд мировой классики. А.Днишев – наивысшие творческие достижения – с оркестром русских народных инструментов и с выдающимся концертмейстером Е.Шендеровичем. Д.Касеинов – неутомимый мотор культурной жизни, притягивающий к себе все яркое, талантливое, организовавший уникальные концерты, конкурсы, фестивали, научные симпозиумы, международные музыкальные коллективы. Сколько выпускников – ярких казахских имен, ведущих свою партию в мировом классическом хоре – это М.Бисенгалиев – скрипач, имеющий громадный потенциал и счастливое начало музыкальной карьеры, З.Кенжебулатова – блестящая пианистка, работает в США, С.Тажибаева – яркий исполнитель и талантливый музыковед – в Германии, Т.Ержанов – одареннейший музыкант, тонкий ансамблист – контракты в Европе. Этот далеко не полный перечень можно продолжать, но ясно, что за несколько лет совместного обучения в Московской консерватории создается братство музыкантов, которые, объединяясь во времени и пространстве, приобретают поистине геополитические масштабы.

«Армия» выпускников Московской консерватории имеет шансы установить во всем мире диктатуру культуры и духовности, мировой порядок творчества и высокой интеллигентности, предложить гарантии всеобщей любви и доброты с твердым графиком осуществления всех надежд и мечтаний человечества. А вначале будет Москва, которой исполняется 850.