« Вернуться к Пресса

Завершающий торжественный аккорд года

MAGAZINE ДОРОГОЙ № 6(14)
декабрь 2008.

Накануне Нового года, этого сказочного праздника, мне хочется уйти от привычного круга тем – это так объяснимо: душа мечтает о переменах. Мысленно перебираю все замечательное и запомнившееся, чем одарил меня уходящий год.

Вдруг вспомнила, что всегда очень тоскливо вставать ночью, собираться в дорогу, выходить из теплого и родного дома, когда, сонный, не понимаешь, куда ты направляешься, зачем покидаешь своих близких. Ты полон противоречивых чувств, пугаешься предстоящей неизвестности… И только когда приезжаешь в аэропорт и видишь множество людей, которые так же как ты, куда-то устремились, - чувство реальности вновь восстанавливается. Приходит чувство, что на самом деле ты не одинок, и вместе со всеми легче преодолеть инерцию и настроиться на предстоящее движение. Ведь стоит только пережить разницу во времени и пространстве, и на следующее утро ты уже абсолютно доволен, и увлечен новыми впечатлениями жизни.

В моей жизни вообще много ярких эмоций, связанных с дорогой. Как часто бывает в моей работе – надо срочно лететь в Астану. Надо ли говорить, что я всегда опаздываю и приезжаю в аэропорт в самый последний момент – позже уже невозможно. Рейс дневной, на улицах в самом разгаре автомобильные пробки. Цейтнот катастрофический! Сажусь в машину со всем набором привычных стрессовых ощущений. И вдруг среди всеобщей суеты, которая, кажется, захватила все мироздание, в салоне автомобиля начинает тихо звучать музыка – знаменитое «Болеро» Равеля. Я загадываю: если нам повезет, - а «Болеро» звучит 20 минут, - я не опоздаю на самолет, и последние звуки его закончатся на въезде в аэропорт. Любители музыки помнят – эта пьеса разворачивается постепенно: от пиано – к форте, от прозрачной фактуры – к более насыщенной, от аскетичных интонаций – к буйству красок и гармоний. Музыка поначалу скорее медитативная, как бы накапливающая энергию для будущего взрыва. Слушая ее, я даже не заметила, как перестала обращать внимание на раздражающее движение, взгляд устремился на вершины деревьев, и дальше еще выше, к небу, к солнцу! Мы вместе с музыкой летели сквозь материальное пространство, поднимаясь над реальной действительностью, ощущая существование множества пересекающихся миров… Нам повезло – шлагбаум на площадь аэропорта открылся на последнем торжественном аккорде этой великой музыки!

Вспомнила еще. Не люблю громкой музыки в ресторанах (хотя я в этом не оригинальна – все от нее страдают). Как-то не выдержала и спросила у работающих музыкантов: «Почему так громко поете?» На что получила ответ: «Очень уж неприятно слышать стук вилок и ножей, хочется его заглушить». Музыканты хотят, чтобы их слушали, как на концерте, а люди хотят, чтобы музыка звучала фоном. Почему это вдруг вспомнила? Настраиваюсь на позитивные воспоминания…

Недавно чудесная Ажар Калиева позвала меня в горы по маршруту от «Просвещенца» до Кумбеля. Я всю дорогу кричала от восторга, не в силах сдержать эмоций. Почему я раньше не поднималась так высоко в горы?! Вернее, всегда хотела теоретически, но все откладывала на потом. Как много самого важного мы откладываем на потом, которое может так никогда и не случиться! Какие просветленные люди там ходят! В пятнадцати минутах от центра нашего загазованного города такая ошеломляющая красота и чистота. Теперь я все время думаю и мечтаю о горах.

Однажды после недели концертов и мастер-классов летела из Сеула с корейскими пианистами. Очень многие из них играют абсолютно совершенно, и заниматься с ними было сплошное удовольствие. «Напитанная» любимой музыкой, сидела в самолете, вкушала прекрасную корейскую еду и слушала вторую медленную часть из Первого концерта Брамса. В иллюминаторе – 10 000 метров на землей, море облаков, бескрайние небесные просторы, и неторопливый ход музыки, совпадающий с величавым парением самолета! Глубинный смысл музыки проявляется в высоких сферах (в прямом и переносном смысле). Ты как бы приближаешься к божественному источнику, и слезы просветления возвышают твою душу.

А недавно в моем колледже был праздник, на котором дети готовили проекты, соединяющие поэтические строчки с музыкальным сопровождением. Меня потрясло, как реагировали зрители, - а среди них были и совсем маленькие дети и люди почтенного возраста, старшеклассники, учителя, - на вдохновенное чтение стихов и исполнение музыкальных отрывков. Три часа в зале была особенная трепетная тишина, которая бывает только тогда, когда люди реагируют на настоящее и искреннее.

Не могу сказать про студентов консерватории, которые в последние годы поражают меня своей способностью достигать пределов своих возможностей, и даже превосходить их. Словом – чудеса…

Так хотелось поделиться впечатлениями на отвлеченную тему, но, похоже, у меня не очень получилось. Все открытия этого мира приходят ко мне сквозь призму звука. Мир музыки такой грандиозный, сила его воздействия колоссальна, способы его познания безграничны. Музыканты не всегда могут передать свои ощущения словами, но они глубоко благодарны судьбе за счастье жить в этом особом мире. Наверное, поэтому последний день года я тоже воспринимаю, как завершающий торжественный аккорд.