« Вернуться к Пресса

Гастрольное турне в США

Республиканская экономическая газета "Деловой Казахстан"
Тимур Раев
№ 50 (197), 25 Декабря 2009 года

Жания Аубакирова: «У нас везде были полные залы, горячий прием, очень бурные аплодисменты»

В ноябре этого года состоялся уникальный по масштабу и замыслу проект: студенческий симфонический оркестр Казахской национальной консерватории имени Курмангазы в составе 110 человек совершил гастрольное турне по пяти крупнейшим городам Америки по приглашению самого известного концертного агентства «IMG Artists». Концерты проходили в Лос-Анджелесе в центре Голливуда в концертных залах Калифорнийского университета в Беркли, Массачусетского Технологического института в Бостоне, в Кеннеди-центре в Вашингтоне и в самом знаменитом зале США Карнеги-холле в Нью-Йорке. Это стало возможно благодаря поддержке Министерства образования и науки РК, Министерства культуры и информации РК, Акимата г.Алматы.  Генеральным спонсором проекта выступила компания Chevron, известная своей многолетней и масштабной благотворительной деятельностью.

- Расскажите, пожалуйста, как проходил организационный период  Вашего турне?

 Американский проект готовился в течение года, что по его масштабу и задачам - очень короткий срок. В этот непростой для всего мира, а особенно для сфере культуры период, проводить такие гастроли представляло сложную задачу  даже для самых крупных и богатых стран.

Накануне поездки я услышала интервью солистки шанхайского балета, которая с сожалением сообщала, что  их знаменитая труппа вынуждена отменить гастроли в США в связи с финансовым кризисом. А мы в это время собирались в поездку на другой континент с трансатлантическими перелетами и пересечением внутренними авиалиниями американского континента с запада на восток…

Очевидно, что ситуация в нашей стране исключительная. Не только консерватории СНГ, с которыми нам привычно сравниваться, но и крупнейшие консерватории мира даже не ставят таких задач, которые решаются нами в последние годы. Американские слушатели, которые подходили к нам с поздравлениями после концертов, обязательно подчеркивали этот невероятный факт, что молодые студенты из нашей страны имеют возможность выступать в самых лучших залах мира.

Очень важно подчеркнуть, что проект финансировался как с государственной стороны, так и с помощью спонсорской поддержки и меценатов. В этой связи, особенно хотелось подчеркнуть участие в проекте компании Chevron, в течение многих лет поддерживающей наши проекты.  Вообще, в последние годы сотрудничество с национальными или международными компаниями проявляется для нас не только в оказании ими финансовой поддержки. Мы радуемся их активному участию в самом процессе подготовки проекта, когда сотрудники компании и их филиалов морально поддерживают нас на концертах, интересуются нашими программами, напутствуют нас перед ответственной дорогой. Сотрудники головного офиса Chevron в Сан-Франциско ждали нашего концерта в Беркли, а после концерта обменивались восторженными комментариями со своими коллегами из филиалов...

Мир глобализуется; рекламная компания в Интернете, которая проводилась перед нашими гастролями в США, мгновенно сделала нас известными большому числу меломанов во всем мире. Мы получили огромное количество приветствий, слов поддержки, восторгов от неизвестных нам пользователей сети задолго до начала турне, потому что наконец смогли разместить наши видеоматериалы на известных порталах. Одновременно, активизировалась информация о нашей консерватории, потому что дополнительно к официальному сайту добавилось еще три новых, в том числе сайт Студенческого симфонического оркестра консерватории.

- Как встречала вас американская публика?

Сегодня, вспоминая прошедшее турне, мы сравниваем реакцию американской публики с европейской.  Она значительно отличается в некоторых деталях. Быть может потому, что нет таких строгих традиций, как в Европе, Например, острый вопрос у музыкантов: аплодисменты между частями. Традиционно считается, что аплодисменты сбивают настрой, мешают воспринимать произведение цельно. А сейчас часто аплодируют, если очень понравилось. В Европе публика выдерживает паузу, аплодируя сидя, а потом уже встают. Американцы вскакивают сразу, бурно аплодируют, но аплодисменты не длятся по 15-20 минут, как мы привыкли в Европе. После нам объясняли: это американцы, это совсем другой тип, другие корни! Но у нас были везде полные залы, горячий прием, очень бурные аплодисменты.

- Насколько известна казахстанская музыка в мире и как она воспринимается слушателями?

Много впечатлений и мыслей относительно восприятия казахской традиционной музыки и произведений казахстанских композиторов, которые были заявлены в нашей программе. В последние годы, и мы абсолютно уверены в этом, когда  в своих концертах сочетаем мировую классику и казахскую музыку – успех будет на стороне последней. Мы вспоминаем реакцию на наши концерты европейских слушателей. Особенно горячо они реагируют на казахскую традиционную музыку – и здесь невозможно с ней конкурировать. Реакция же американских слушателей на фольклорно-этнографический ансамбль «Туран» нас слегка удивила -  не было привычного, максимально-восторженного приема. Но мы еще не успели проанализировать все итоги гастролей, как нам прислали множество рецензий на наши концерты из всех городов. Больше всего восторженных эпитетов обращено к исполнителям казахской музыки ансамблю «Туран», а Симфоническая поэма «Жамиля» современного композитора Актоты Раимкуловой вызвала особый интерес именно сочетанием в партитуре традиционных казахских инструментов и симфонического оркестра.

- Как воспринимали классическую музыку в исполнении казахстанских исполнителей?

Нам, классическим музыкантам, верным своему репертуару, приходится все сложнее, потому что искусство музыкального представления требует новых форм, смешения жанров, некоторого упрощения содержания. Понятно, что музыкальный мир в последнее время находится в периоде непримиримых дискуссий о новых подходах и идеях. Зачастую бывает, что вместе с изменением традиционной формы уходит глубочайшее содержание великих произведений, с которыми мы имеем дело. Не случайно в моей программе был популярный Второй концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова, который во все мире и в США всегда  воспринимается очень восторженно. В Европе я могу себе позволить играть более сложные для восприятия произведения.

Почти во всех  американских  залах  была  хорошая  акустика,   когда   звук уходя,  возвращается,  когда   слышишь  себя,  и  намного  легче  играть,  но  не  менее  важно,  чтобы  эмоции,  которые  ты  посылаешь  в  зал,  также  возвращались  к  тебе. И в  этом  смысле американская  публика необыкновенно  отзывчива.  И  если  бы  мне  сказали,  что  после  концерта  Рахманинова, который  я  исполняла  в  первом  отделении,  у  некоторых  слушателей  будут  катиться  слезы,  я  сочла  бы  это художественным  преувеличением. Но  факт  остается  фактом:  оператор  съемочной  группы НТК «Казахстан», которая  сопровождала  нас  на  протяжении  всего  гастрольного  тура,  запечатлел   эти  эмоции  на  пленку…

- Известно сколько усилий необходимо для организации гастролей отдельных солистов, не говоря уже о больших коллективах. Каковы Ваши конечные цели, не только как ректора, но и концертирующей пианистки?

 В Вашем вопросе есть понимание того, что эти две сферы неразделимы. Я воспитываю студентов в качестве руководителя учебного заведения и играю с ними как с полноправными партнерами. Как видите  - цели совпадают. Во всех залах в которых я выступала прежде – сегодня выступают мои студенты. Поднимается уровень симфонической культуры страны. А это уже глобальная цель.

Действительно, в течении пяти лет наш оркестр совершает ответственные и серьезные поездки на концерты в лучшие и знаменитые залы планеты. Можно подвести некоторые итоги, оценить полученные результаты.

В первую очередь, активизируется и повышается качество учебного процесса и учебной практики. Когда наши студенты знают, что им предстоят такие выступления, у них изменяется уровень мотивации, они способны достигать и превосходить свои возможности.

За эти годы мы смогли вырастить новое поколение музыкантов с более свободным мышлением и осознанным отношением к профессии. 

На примере работы с иностранными дирижерами удалось проявиться молодым казахстанцам, которые обучаются этой редкой профессии, требующей особых личностных и профессиональных качеств. На сегодняшний день, творческими коллективами консерватории руководят молодые выпускники консерватории и это достижение последних лет. Симфоническим оркестром в американском турне управлял 21-летний Канат Омаров. Золотые медали с международного конкурса хоровых коллективов в Венеции привез 27-летний Ян Рудковский. Триумфальные концерты в восьми городах Турции, включая Стамбул и Анкару провел Арман Жудебаев совместно с дирижером Айткали Жайым. В консерватории происходит смена поколений и молодые способны достойно продолжать дело своих именитых наставников.

Много усилий приходится направлять на организацию телевизионной съемки наших самых важных зарубежных концертов, но зато это помогает пропагандировать искусство молодых в Казахстане. Имея качественную видеосъемку, легче организовывать их продвижение и во всем мире.

Наконец, каждый раз после наших концертов, мы получаем позитивные отклики в мировой прессе. О нас писали английская Independent, немецкая Berliner Morgen Post, американские New York Times, International Herald Tribune, The Washington Post.

В связи с последним турне наше концертное агентство прислало нам реакцию американских журналистов, размещенную в многочисленных интернет-блогах со свойственным американцам стилем самовыражения. Мы приводим только некоторые из них.

GuitarkadiaBlogPost:

«Один из двух моих самых запомнившихся вечеров случился вчера.в Карнеги-Холл. Первое – было представлением Рави Шанкара, которое впоследствии стало основой знаменитого диска. Второе - вчерашний вечер. Это стало для меня полной неожиданностью - вместо традиционного классического концерта я стал свидетелем блестящего представления в исполнении Симфонического оркестра Казахской национальной консерватории имени Курмангазы под предводительством Жании Аубакировой...».

«…После перерыва группа из 5 музыкантов в традиционной одежде вышла на сцену и ошеломила всех. Ансамбль Туран представил традиционные казахские композиции. Трудно было противостоять сказочным звукам струнных и ударных инструментов, которые прекрасно балансировали и создавали незабываемое впечатление!»

«…Если бы Вы только могли быть там и испытать вживую необыкновенные и удивительные ощущения!»

MusicBlog. DavidBratman:

«В списке тех стран, оркестры которых я ожидал услышать в ближайшее время, Казахстан находился не особенно высоко. И вот я все же нахожусь на концерте в Zellerbach hall во вторник вечером и вижу большую группу молодых музыкантов, которые доказывают, что в Казахской консерватории больше, чем достаточно талантов для симфонического оркестра высшего профессионального качества».

CeceliaPorterиз «TheWashingtonPost» не обошлась без банальной темы Бората в заголовке, но разместила в высшей степени позитивную рецензию на концерт в Кеннеди-Центр. Наши организаторы заметили, что в последнее время СМИ с неохотой отзываются рецензиями на концерты, особенно положительными, потому что привыкли обращать внимание только на криминальные или политические новости. В этой связи появление позитивного отклика сразу после нашего концерта  было оценено всеми, как свидетельство заметного успеха.

  - Как студенты выдерживали напряженный гастрольный график? Это правда, что некоторая часть оркестра первокурсники?

Это чистая правда. Действительно 15 процентов участников оркестра являются первокурсниками не имеющими достаточного опыта работы в оркестре. Именно поэтому на последней встрече с IMG Artists особенно приятно было услышать комплименты в адрес поведения наших студентов во время турне, что не совсем типично для молодежного творческого коллектива. Было замечено, что музыканты из Казахстана хорошо воспитаны и организованы, соблюдают строгую дисциплину и демонстрируют высокое профессиональное мастерство, что стало большим сюрпризом для организаторов турне. Мы вспомнили некоторые примеры американской молодежи и согласились с их оценкой.

- Традиционный вопрос: каковы планы на будущее?

Будущий год полон еще более грандиозных и интересных творческих планов связанных с концертами наших консерваторских коллективов, отдельных солистов, и, конечно же, моих личных творческих проектов и концертов.

В конце декабря этого года мы планируем сделать презентацию документального фильма режиссера Флюры Мусиной об американском турне наших студентов, самом масштабном и интересном за всю историю консерватории.  В программе нашего вечера  -  выступления самых ярких студентов, лауреатов международных конкурсов этого года. Главной кульминацией этого вечера станет наша благодарность государству, нашим партнерам, спонсорам, меценатам, журналистам, которые понимают необходимость поддержки молодых талантов и дают им возможность развиваться и блистать во всем мире на добрую славу Казахстана.