« Вернуться к Пресса

Maestro Artist Management

ноябрь, 2009
Виталий Орлов
Нью-Йорк

Жания Аубакирова
Гастрольное турне в США

* Были ли у вас выступления в Америке, Нью-Йорке, Карнеги-холле прежде?

Несколько лет назад, я выступала в Нью-Йорке в камерном зале ООН с сольной программой. Помню, сольный концерт в Университете Штата Висконсин, где также давала мастер-классы. Выступление в Карнеги-холл впервые.

* Вы - известная в мире пианистка, но решили выступить в Карнеги-холле со студенческим оркестром Консерватории – той самой, где вы – ректор. Нет ли в этом риска для вашего реноме?

Мы, в нашей консерватории, в начале 2000 года решили изменить отношение к «оркестровому классу» и стали приглашать в Казахстан сильных и опытных дирижеров для работы с ним. За эти годы, оркестр значительно вырос, несмотря на то, что ежегодно его состав обновлялся на четверть. Уходили выпускники – приходили первокурсники. Оркестр начал проявлять индивидуальность, участие в нем стало интересным, престижным, для студентов, заметно возросли их профессиональные качества. Они меня так сильно вдохновили, что я нашла спонсорские средства, чтобы вывести оркестр в Германию на фестиваль “Young Euro Classic” в 2005 году. Тогда многие организаторы узнали, что мы были единственным оркестром, который приехал за счет спонсоров. А все остальные оркестры были с государственной поддержкой. Этот факт я донесла до нашего Правительства, и с тех пор мы получаем ежегодную финансовую помощь на зарубежные  концерты. Мы уже выступали в “Barbican Hall” в Лондоне, выступали в нескольких городах Италии, в 2008 году в Берлине, Бонне и других городах Германии. Производственная практика наших студентов проходит в лучших залах мира. Мы гордимся, что нам предоставляется эта редкая, даже для ведущих консерваторий мира, возможность. Я надеюсь, что правильно поняла Ваш вопрос – я с удовольствием играю с нашим оркестром, потому что имею возможность добиваться качества, а как ректор и педагог – особенно заинтересована в этом. Таким образом я соединяю деятельность концертной пианистки, педагога-воспитателя молодежи, что не такая частая комбинация.

* Для выступлений в Америке вы выбрали очень популярный у любителей музыки Концерт Рахманинова. Почему? Есть ли в вашем репертуаре  произведения национальных композиторов? Хотелось бы услышать и их...

Я давно не играла этот концерт и почувствовала какое-то свежее отношение к нему, несмотря на его популярность. Когда я училась в школе и впервые начала изучать его, помню, как мама напевала мелодию из середины второй части – выяснилось, что интонационно она напоминает казахскую народную песню. Позднее, я узнала, что исследователь казахских народных песен Александр Затаевич был дружен с Сергеем Рахманиновым, и вполне возможно, что Сергей Васильевич мог быть впечатлен нашими красивыми мелодиями. И, конечно, восточные интонации музыки Рахманинова не оставляют никого равнодушными…

В моем репертуаре, по крайней мере, три концерта для фортепиано с оркестром казахстанских авторов, которые я неоднократно играла в разных странах. Я думаю, что мы обязательно сыграем эти концерты в Америке.

* В американском турне вашего коллектива будет исполняться произведение композитора Актокты Раимкуловой – вашей ученицы. Что вы можете сказать о ней?

Она действительно одна из лучших моих учениц по классу фортепиано. А по классу композиции она училась у нашего выдающегося композитора Газизы Жубановой. Если бы Вы видели наш образ жизни в Алматы – меня в качестве ректора, а Актоты в качестве проректора консерватории уже в течение 12 лет, Вы бы удивились – как это мы еще можем играть на рояле и сочинять музыку? И, тем не менее, каждый из нас стремится к максимуму реализации своих творческих возможностей. И без ложной скромности – нам очень много удается в качестве организаторов музыкального образования и музыкальной жизни в стране.

* Иногда перед концертом вы, говорят, рассказываете об исполняемом произведении. Будете ли вы это делать в Америке?

Если я говорю что-то перед своим концертом, перед исполнением произведений – то это для аудитории, которая в этом нуждается. Я стараюсь быть внимательной к людям, которые пришли на концерт возможно впервые или которые нечасто посещают концерты классической музыки. Мои слова – своеобразный мост для лучшего восприятия. Я точно не говорю в стиле музыковедов-теоретиков, я стараюсь очень коротко объяснить, что я чувствую и что мне интересно как пианистке. Кажется, мне это удается, потому что я получаю столько откликов и позитивной реакции.

* Как вы делите свое время между творчеством, педагогикой и административной работой? Что вам удается лучше? Что нравится больше?

Больше всего нравится играть на рояле. Чтобы кто-нибудь организовал концерт, пригласил, заказал специальную программу. Еще лучше, чтобы с оркестром, чтобы зал был как можно больше и с хорошей акустикой. Играть с артикуляцией для больших залов – нас этому специально учили в Московской консерватории. По-хорошему, в больших звучащих залах открываются дополнительные резервы духа; именно те, которые нужны для достижения «горных вершин»  в музыке.

А вообще я стараюсь не разделять творчество, педагогику и административную работу. По большому счету, во всех этих областях действую, как творческий человек, иначе бы я не могла все это совмещать. Но, конечно,  мне совсем не позволительно расслабляться. А как хотелось бы потратить больше времени на сосредоточенность, прекрасные муки творчества! Мое спасение в том, что я успеваю быстро переместиться «с небес на землю».

* Вышла ли ваша автобиографическая книга? Если вышла, то какова реакция читателей, музыкантов?

На самом деле, я часто и много пишу, и вполне закономерно, что книга почти готова, только нужно поработать над формой. В этом году я выпустила книгу воспоминаний об отце, который неожиданно ушел из жизни в 2008 году. Отец – известный экономист и педагог нашей страны. Собирая воспоминания его коллег, учеников, друзей, я решила добавить и свои воспоминания. Я с одержимостью работала несколько месяцев, и думаю, что испытала настоящий литературный опыт.

* Что вы вкладываете в высказанную вами мысль «мотивированное стремление к совершенству»?

А может быть Вы хотите сказать, что я неточно выразиласьJ? Я вообще не помню где я так говорила, но по-моему я не имела ввиду ничего кроме «мотивированного стремления к совершенству»…Но может быть я говорила о людях, которые все-таки остаются в профессии классического музыканта, не смотря на  неудовлетворенность материальными условиями, существование в атмосфере непонимания, отсутствие ясных перспектив в будущем. Они действительно стремятся к совершенству ради высших и вечных ценностей, которые были переданы им в свое время предшественниками.

* Прежде вы увлекались Кантом, Гегелем, Ницше. Есть ли у вас какой-то мостик, по которому вы все же перешли от философии к музыке?

Стремление читать этих авторов было вызвано периодом в молодости, когда меня посетили мысли о повороте в сторону философской науки. На самом деле, родители хотели, чтобы я занималась научной работой и написала диссертацию. Еще это было время, когда Канта, Гегеля, Ницше и Шопенгауэра можно было прочитать только в Ленинской библиотеке в Москве из фондов спецхрана.

Из затеи написать диссертацию ничего не получилось, но я очень много восприняла для личностного и мировоззренческого роста. Конечно, это отразилось на том, что я слышу в музыке.

*Несколько слов о вашей семье... Остается ли для нее время? Едет ли кто-то из семьи вместе с вами в Америку?

Семья замечательная! Недавно спрашиваю у младшего сына «А ты вообще понимаешь, что такое сольный концерт?», он отвечает «Да. Нервные перегрузки, разбитые пальцы, организационная суета, море цветов после концерта, которые нет сил расставить по вазам…». Слава богу, что муж своим пример воспитал отношение детей к профессии матери. Они всю жизнь мне помогают и никогда не упрекнули в недостатке внимания к семье. Но зато с удовольствием шутят на эту тему!

Я бы очень хотела, чтобы они поехали со мной в Америку, но в этот раз у них не получилось по времени. Мой старший сын, который учится в Университете Пенсильвания, приедет на концерты в Вашингтон и Нью-Йорк.