« Вернуться к Пресса

ЖАНИЯ АУБАКИРОВА

«Художник рождается лишь тогда, когда ему удается преодолеть себя, поставить задачу и достигнуть ее»

Журнал STYLE № 2-3 (27-28) 2009

 В наше время тотального «как-нибудь» и «что-нибудь» вряд ли найдется большое число современников, способных доводить до конца любое дело, не жалея своих сил и времени. Еще меньше среди них таких, кто в полной мере несет ответственность за свои действия и за полученный результат. Сама эпоха с призывом «житьиграючи», «легко» и только лишь «расслабляться», воспитала в «детях своего времени» подобные же «облегченные» чувства.

И все же встречаются на жизненном пути современники, которых то самое большинство «пофигистов» воспринимает, как реликты времени ушедшего. Но это – люди вне времени, Личности, имеющие собственное «Я», собственное отношение к жизни, четко видящие свою цель и неутомимо и добросовестно работающие на ее осуществление, существованием своим опровергающие мнение, что сегодня «никому ничего не нужно», а «после нас хоть трава не расти»…

Ярким представителем этого редкого типа людей для казахстанцев является знаменитая пианистка, Народная артистка РК, лауреат Государственной премии, лауреат премии «Платиновый Тарлан», кавалер Ордена Литературы и Искусства Франции, обладатель премии Европейской унии искусств, профессор, ректор Казахской национальной консерватории имени Курмангазы Жания Яхияевна Аубакирова.

Энергичная, целеустремленная, необыкновенно открытая к общению, она приковывает к себе внимание многочисленных почитателей своего таланта, государственных политических деятелей, своих учеников и студентов.

Музыкой любимых произведений наполнила она концертные залы не только родной страны, но и Европы, Америки, Японии, Финляндии, Италии, Израиля, Греции, Турции. На ее концертах слушатели имели возможность – порой впервые – услышать  произведения и казахстанских композиторов.

Поле деятельности Жании Аубакировой не ограничивается мастерским исполнением музыкальных произведений. Концертную деятельность известная миру пианистка сочетает с активной общественной жизнью как у себя на родине, так и на международной арене.

Под руководством Жании Аубакировой в Алматы ежегодно проходит международный конкурс молодых пианистов, который послужил стартовой площадкой для многих талантливых исполнителей, а сам конкурс стал центром притяжения внимания международных специалистов, поклонников классической музыки и ярким культурным событием в музыкальной жизни Казахстана.

Как ректор Казахской национальной консерватории, Жания Яхияевна большое внимание уделяет воспитанию молодого поколения, расширению творческих связей с университетами ведущих стран. Привлечение иностранных преподавателей и стажировка студентов Казахстана в университетах этих стран способствуют укреплению дружеских и творческих связей между государствами.

Глядя в ее добрые глаза, видя ее теплую улыбку, вспоминаются слова Сухомлинского: «Чтобы дать каплю света, учитель должен впитать море солнца».

На этажах консерватории звучат записи классических произведений в исполнении мировых симфонических оркестров и знаменитых музыкантов. Эту необычную для вузов атмосферу привнесла Жания Яхияевна. Быть ректором и вплотную заниматься концертной деятельностью, преподавать и активно участвовать в общественной жизни, с легкостью браться за дела и, несмотря на трудности, добиваться весомых результатов – согласитесь, не каждый способен на такое. Оттого-то и у студентов она – пример для подражания, непререкаемый авторитет.

Жания Аубакирова вызывает интерес у всех казахстанцев, и журнал STYLE предложил ей ответить на несколько вопросов.

- Вами многое делается для популяризации классической музыки. В современном мире, на Ваш взгляд, классическая музыка нуждается в этом более, чем когда-либо?

- Классическая музыка наждалась в популяризации во все времена. Человечеству всегда не хватало глубинного понимания культуры, философии, сложных мировоззренческих теорий. В содержании классической музыки можно найти ответы на непростые вопросы, которые в наше время большинство не хочет или боится задать себе. Не классическая музыка, а в целом потребность в духовности нуждается в популяризации и защите.

Видимо, в подобной поддержке и защите нуждаются и те, кто хочет свою жизнь посвятить музыке, концертной деятельности. Поэтому, по инициативе музыканта и педагога Жании Аубакировой, с 2000 года в Казахстане проводится образовательная программа для детей «Восходящие звезды». Ее цель – поддержка наиболее талантливой молодежи. Ежегодно в программе участвуют более 350 одаренных детей, получивших среднее специальное музыкальное образование.

Начиная с 1994 года, в Казахстане появилось одно из первых негосударственных образовательных учреждений – Колледж Жании Аубакировой, имидж которого сильно отличался от традиционных и привычных многим укладов музыкальных школ. Поэтому, о нем сразу заговорили.

- Колледж Жании Аубакировой известен своей необычной программой – в ней соединены, например, музыка с математикой… Как сочетаются точные науки и искусство?

- Действительно, это – образовательное учреждение нового типа: в программе соединены среднее образование по государственному стандарту, усиленное целым комплексом мировоззренческих, культурологических, художественных, спортивных дисциплин, и цикл, предоставляющий профессиональное образование в области музыкально-исполнительского искусства для особо одаренных детей.

Мне приятно, что вы знаете о программе «Музыка и математика», которую мы в течение нескольких лет ведем в моей авторской школе. В свое время мы выиграли грант фонда «Texaco Global Foundation», который объявил конкурс на развитие этой программы в 150 странах мира. Стратегической задачей конкурса была поддержка исследований по направлению к созданию искусственного интеллекта. Эти исследования продолжаются во всем мире, и нам приятно быть причастными к этим актуальным проблемам.

Вообще, о роли музыкального мышления, об особенностях музыкального таланта человека – этих важных составляющих высокоорганизованного интеллекта – задумывается все большая часть современных ученых. Мы радуемся их открытиям и изо всех сил стараемся пропагандировать.

- Ранее считалось, что дети в семьях интеллигенции должны уметь играть на фортепиано. Изменилась ли эта тенденция в наше время? Какому инструменту отдается предпочтение сегодня?

 - Я сама из такой семьи: папа – академик, мама – профессор КазГУ. Мои юношеские увлечения были не совсем обычными – ходила в Ленинскую библиотеку читать произведения Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше. Строила планы написать кандидатскую по философии. Эти увлечения не прошли даром – годам к тридцати я научилась четко выражать свои мысли, но поначалу от чрезмерной «заумности» у меня были проблемы в общении со сверстниками.

Думаю, действительно, дети в интеллигентных семьях, а, особенно девочки, - должны были играть на фортепиано, знать основные произведения классической музыки и модных в то время композиторов, чтобы считаться культурными и образованными. Сегодня в нашем обществе заново возрождается эта замечательная традиция – обучать всех детей музыке. Причем, предпочтение отдается фортепиано – так уж сложилось, что это самый универсальный инструмент. Менее, но все же популярны скрипка, виолончель. С удовольствием обучают детей игре на домбре, а также саксофоне и флейте. Конечно, все хотят научиться петь.

- В одном интервью Вы сказали: «Каждую минуту я ученица: растерянная, пугающаяся, но вместе с тем продолжающая идти…» к Чему Вы постоянно стремитесь?

- Я не могу ответить на этот вопрос, перечисляя конкретные цели и задачи. Мне всю жизнь интересно только одно – как передать посредством инструмента все богатство содержания музыки. Кажется, что это очень узкопрофессиональная, скорее техническая и ремесленная задача. Но, чтобы решить эту задачу и удовлетворить неиссякаемый интерес к фортепиано, приходится заниматься множеством работ, которые, на первый взгляд, могут показаться лишними и неважными.

Меня часто спрашивают: «Как Вы можете сочетать творческую и административную общественную деятельность?». Я думаю, что если не знать, что это трудно, - можно прекрасно все сочетать. На самом деле столько примеров личностей, которые в сто или с тысячу раз больше работают, и умеют потрясающие успехи.

У Жании Аубакировой всегда было особое отношение к слову. На своих концертах в Казахстане она иногда не просто выходит к роялю и исполняет обозначенное в программе произведение, но сначала рассказывает зрителям о своем понимании того или иного музыкального опуса, чувствах, навеваемых пьесой, отношении к композитору и его творению. У нее это получается необыкновенно искренне и профессионально тонко.

Как человек, имеющий большой творческий опыт, ведущий активную общественную жизнь, встретивший на своем жизненном пути много талантливых и интересных людей, Жание Аубакировой есть что поведать в книге, работа над которой заняла у нее немало времени.

- Имеются сведения, что Вы работали над книгой. Увидела ли она свет и о чем она?

 - Над книгой работаю всю свою сознательную жизнь, потому что я очень много пишу статей, интервью, докладов, выступлений. Материал собрался, я думаю, не на одну книгу. Дело осталось за малым – отредактировать, отформатировать, убрать все лишнее и найти издателя.

- Вы часто и надолго уезжаете из дома. Специалисты по вопросам семьи в один голос утверждают, что мужа нельзя оставлять одного…

- Это непростой вопрос. Никто ни от чего не застрахован: только скажешь: «не боюсь», а потом случается что-нибудь непредвиденное. Мы оба одинаково уязвимы в этом смысле: оставляя его одного, я и сама надолго остаюсь одна. Единственное, что успокаивает, - в основе наших семейных взаимоотношений лежит большое чувство уважения друг к другу и здоровый рационализм. Мы практически не ревнуем друг друга. Но иногда я все-таки спрашиваю его: «А кто это тебе звонит?».

Думаю, что родилась не совсем семейным человеком в узком смысле этого слова. Я счастлива, что у меня хороший муж, семья, которая меня понимает и любит такую, какая есть. Много занимаюсь общественной жизнью, видимо, так странно устроена: для меня главное то, что происходит в консерватории, в музыкальном мире, в жизни…

- Расскажите о своих детях…

- Мои сыновья Алмас и Алихан – рассудительные и разумные. Старший – один из разработчиков программы «Музыка и математика», окончил школу со знаком «Алтын белгі». И – чем я особенно горжусь – он был капитаном школьной баскетбольной команды, которая обыграла коллективы всех частных и государственных школ нашего города. На маленького тоже большие надежды возлагаем – рисует как-то особенно интересно. Вообще, оба сына у меня необыкновенные.

- Целостность облика женщины создает гармония внешнего и внутреннего. Как Вы трактуете слово «стиль»? Что оно значит для Вас?

- Стиль – понятие объемное. И в широком смысле для меня оно значит, что у каждого человека имеется индивидуальный стиль. Я не отождествляю стиль с понятием «стильный» - это больше связано с модой, с внешним видом человека. Стиль – индивидуальность. И надо  знать и ценить свою неповторимость, человек начинает подражать кому-то, подстраиваться под единый стандарт, боится отличаться от других – особенно это свойственно молодежи. Становясь старше, мы начинаем больше понимать жизнь, дороже ценить естественность, душевное тепло, юмор, которые точнее всего говорят нам о гармонии внешнего и внутреннего. Конечно, небезразлична и внешняя привлекательность – нам всем очень важно хорошо выглядеть.

Мой рецепт прост: чем больше и напряженнее я работаю, тем чаще мне говорят: «Как Вы замечательно выглядите!». Думается, что многие женщины в Казахстане знают и применяют этот рецепт «тяжелой, изнурительной и бесконечной работы» для сохранения своей «небесной красоты». Поэтому у нас много красивых женщин!